Санкт-Петербург
(812) 304-63-21
12.06.2018

Летняя биологическая практика

Для формирования навыков исследовательской деятельности и экологически целесообразного поведения в окружающей природной среде актуальным является расширение контактов обучающихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по ее изучению и охране. В современных условиях обучения учитель имеет возможность использовать часть учебного времени для изучения природы местного края, оценить ее состояние и провести практические работы по ее сохранению.

Одной из форм такой деятельности является школьный полевой практикум, который организуется с целью усиления контактов учеников с природой, в процессе которых формируются как экологически ценностные ориентации обучающихся, так и знания о взаимосвязях внутри экологических систем, развиваются умения школьников изучать и оценивать состояние местных ценозов.

            

Задачами школьного полевого практикума являются:

1) формирование исследовательских компетенций старшеклассников в процессе выполнения практических и лабораторных работ;

2) обеспечение усвоения обучающимися основных положений биологической науки о структуре и функционировании экосистем; биологическом разнообразии как важнейшем условии их устойчивости;

3) осмысление практического значения биологических знаний как научной основы природоохранной деятельности человека;

4) изучение природы родного края и формирование эмоционально-ценностного отношения к природе.

В целях оказания помощи старшеклассникам в выборе будущей профессиональной деятельности, несколько занятий организовано на базе высших учебных заведений, таких как ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр имени В.А. Алмазова», ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет» и ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет».

          

          

Программа практики

I блок. Выездная практика.

Выездная практика проводится в полевой форме. В этом случае создаются специальных условий для ее проведения. Выездная практика носит геоботанический и энтомологический характер.

Содержательный компонент

Изучение биотопов района исследования, проведение геоботанических исследований. Составление плана пробных площадок. Описание древостоя 1-го яруса. Описание древостоя 2-го яруса. Исследование повреждений древесных пород. Описание лишайников лесного сообщества. Описание кустарникового яруса (подлеска). Описание травяно-кустарничкового яруса. Описание мохового (напочвенного) яруса. Изучение подроста. Антропогенное влияние (следы деятельности человека). Исследование жизни муравьев в жизни леса. Определение микроклимата изучаемого биотопа (освещенность, температурный режим, рН почвы, влажности воздуха).

Знакомство с растительностью и флорой в естественных и антропогенно нарушенных местообитаниях. Ознакомление с основными видами сосудистых растений (в том числе видами Красной книги РФ) и моховидных низинных болот, заболоченных лесов со слабым и сильным воздействием рекреационной нагрузки. Освоение методики оценки количественных показателей растительных сообществ - проективных покрытий и встречаемости видов. Описание растительного сообщества низинного болота на серии мелких учетных площадок. Освоение методики геоботанического описания лесного растительного сообщества, включая определение таксационных характеристик древостоя.

Влияния климатических факторов на растения и растительность. Освоение методики оценки условий местообитания по растительному покрову с помощью амплитудных и оптимумных экологических шкал. Расчет характеристик условий местообитания с помощью экологических шкал для описанного участка лесного растительного сообщества.

Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Строение насекомого. Работа с атласами и определителями насекомых. Отлов насекомых с помощью воздушного сачка. Установка почвенных ловушек. Применение метода кошения с помощью воздушного сачка. Знакомство с энтомофауной местности: работа с атласами и определителями, таксономический анализ списка видов, выделение доминант и факторов, определяющих видовое разнообразие.

Практическая работа по овладению навыками составление зоологических коллекций. Знакомство с методикой составления этикетов и составления описания коллекций.

II блок. Практика на базе школы в рамках сетевого взаимодействия с вузами.

Внутренняя среда организма. Кровь, тканевая жидкость, лимфа. Экскурсия на станцию переливания крови Федерального исследовательского Центра имени В.А. Алмазова.

Экскурсия в тематический музей города (по выбору).