Естественнонаучная школа
Санкт-Петербург
(812) 304-63-21

Русский язык - аннотация к рабочим программам

Рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов составлена на основе:

1) Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089)

2) авторской программы: Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / А. И. Власенков. Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы / Сост. Л. М. Рыбченкова, М: Дрофа, 2008.

            Цели изучения русского языка в старшей школе

Курс русского языка в X-XI классах направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Место предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом на изучение предмета отводится:

- 68 часов из расчета 2 часа в неделю в 10-х классах;

- 68 часов из расчета 2 часа в неделю в 11-х классах.

Учебно-методический комплекс

1.Власенков А И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - М.: Просвеще­ние, 2014.

2.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2014.

3.Власенков АИ., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2014.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Общие сведения о языке.  Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV—XVII вв.; период выработки норм русского национального языка.

Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.

Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Культура речи. Основные аспекты культуры речи (нормативный, коммуникативный, эстетический).

Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Виды чтения. Система языка, его единицы и уровни. Взаимосвязи и отношения единиц разных уровней языка.

Текст. Признаки текста.

Текст. Функциональные стили речи. Текст, его строение, виды преобразования. Оценка текста. Рецензия.

Формы существования русского языка. Функциональные разновидности (стили) речи. Основные функциональные стили речи современного русского литературного языка.

Типы речи. Повествование, описание, рассуждение.

Фонетика, орфоэпия, орфография. Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.

Фонема. Открытые и закрытые слоги. Ударение в русском языке.

Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство.

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.

Фонетический разбор.

Типы речи (повествование, описание, рассуждение)

Лексика и фразеология. Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.

Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.

Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.

Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

Лексические и фразеологические словари.

Лексико-фразеологический разбор.

Абзац. Особенности построения абзаца. Микротема. Микротекст.

Морфемика и словообразование. Обобщающее повторение ранее изученного. Основные понятия морфемики и словообразования. Морфемы корневые а аффиксальные. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфологический и неморфологический способы образования слов.

Выразительные словообразовательные средства.

Словообразовательный разбор.

Морфология и орфография. Обобщающее повторение морфологии. Классификация частей речи. Критерии выделения самостоятельных и служебных частей речи. Слова, находящиеся вне системы частей речи. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Грамматическая омонимия. Нормативное употребление форм слова.

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.

Принципы русской орфографии. Орфограмма. Тип орфограммы. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.

Морфологический разбор частей речи.

Основные виды переработки текста. Сокращение текста. План. Тезисы. Выписки. Основные виды переработки текста. Конспект, тематический конспект. Реферат. Аннотация.

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение. Простое предложение. Сложное предложение. Бессоюзное сложное предложение.

Способы передачи чужой речи. Прямая речь, косвенная речь. Цитирование. Диалог. Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи . Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном обращении. Факультативные и альтернативные знаки препинания.

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.

Сложное предложение. Принципы русского правописания Повторение. Виды сложных предложений. Знаки препинания в ССП. Пунктуация в ССП. Пунктуация в предложениях с союзом и. Проверочная работа и ее анализ. Основные группы СПП. СПП с придаточными изъяснительными. СПП с придаточными определительными. СПП с придаточными обстоятельственными. Знаки препинания в СПП с одним придаточным. Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем, и СПП

Публицистический стиль речи. Особенности публицистического стиля речи. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле речи. Очерк, эссе.  Устное выступление. Дискуссия. Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.

 Художественный стиль речи. Общая характеристика художественного стиля: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, языковых средств других стилей, выражение эстетической функции национального языка.

Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения.

Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.

Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русого синтаксиса.

Анализ художественно-языковой и современной формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения.

Разговорный стиль речи. Разговорный стиль речи.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

В результате изучения русского языка  ученик должен

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
    • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.