УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Об учебном плане с приложением его в виде электронного документа
1. Общие положения
1.1. Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся.
1.2. Учебный план начального общего образования Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 617 Приморского района Санкт-Петербурга на 2021/2022 учебный год составлен в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N 373 (далее - ФГОС начального общего образования);
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 28.08.2020 № 442;
- Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденного приказом Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254;
- Перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 N 699;
- Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28 (далее - СП 2.4.3648-20);
- Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 (далее – СанПиН 1.2.3685-21);
- Распоряжения Комитета по образованию от 15.04.2022 № 801-р «О формировании календарных учебных графиков государственных образовательных учреждений СанктПетербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2022/2023 учебном году»;
- Устава Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 617 Приморского района Санкт-Петербурга, утвержденного распоряжением Комитета по образованию от 13.05.2015 № 2323-р;
- Образовательной программой начального общего образования в соответствии с внесенными изменениями, утвержденной приказом директора ГБОУ школы № 617 от 26.05.2022 № 103
Реализуемая основная образовательная программа
Учебный план начального общего образования является частью образовательной программы начального общего образования Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 617 Приморского района Санкт-Петербурга (далее ОП НОО). ОП НОО разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования.
Учебный план начального общего образования 2022/2023 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 1.2.3685-21, и предусматривает 4-летний нормативный срок освоения образовательной программы начального общего образования для 1-4 классов.
Организация учебного процесса, режим работы
Учебный год начинается 01 сентября 2022 года.
Продолжительность учебного года:
II-IV классы - 34 учебные недели
Для профилактики переутомления обучающихся в календарном учебном графике предусмотрено равномерное распределение периодов учебного времени и каникул.
Продолжительность учебной недели
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана образовательной организации, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21.
Классы |
Часов в неделю |
Часов в год |
Учебная неделя |
II классы |
23 |
782 |
пятидневная |
III классы |
23 |
782 |
пятидневная |
IV классы |
23 |
782 |
пятидневная |
Общий объем нагрузки в течение дня
Начало занятий для всех классов в 8.40
Продолжительность уроков для 2-4 классов – 45 минут
Продолжительность перемен 15-20 минут.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных занятий и для внеурочной деятельности. Между началом занятий по внеурочной деятельности и последним уроком установлен перерыв продолжительностью не менее 30 минут.
Общий объем нагрузки в течение дня не превышает:
II-IV классы - 4 урока два раза в неделю и три раза в неделю по 5 уроков.
Расписание звонков для II-IV классов
1 урок 8.40-9.25 перемена 20 минут
2 урок 9.45-10.30 перемена 20 минут
3 урок 10.50-11.35
4 урок 11.45-12.30
5 урок 12.45-13.30
Затраты времени на выполнение домашнего задания
Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): II-III классы - 1,5 часа, IV классы - 2 часа.
Деление на группы
В целях реализации ОП НОО осуществляется деление классов на две группы при проведении учебных занятий по "Иностранному языку" (II-IV классы).
По согласованию с главными распорядителями средств бюджета допускается деление класса на группы при проведении занятий по учебному предмету "Основы религиозных культур и светской этики" при выборе родителями (законными представителями) обучающихся двух и более модулей.
Учебники
При реализации ОП НОО используются учебники, допущенные к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденного приказом Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254;
Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 N 699;
Текущий контроль и промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация и текущий контроль проводятся в соответствии с Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ГБОУ школе № 617 Приморского района Санкт-Петербурга.
Промежуточная аттестация для II-IV классов подразделяется на:
- промежуточную годовую аттестацию – оценку качества усвоения обучающимися всего объёма содержания учебного предмета за учебный год на основании учета результатов промежуточной аттестации по четвертям;
- промежуточная аттестацию по четвертям – оценку качества усвоения обучающимися содержания конкретного учебного предмета по итогам четверти на основании учета результатов текущего контроля;
Формы текущего контроля в начальной школе
Русский язык – ответ на уроке, работа на уроке, диктант, словарный диктант, проверочная работа, самостоятельная работа, тест, домашняя работа, изложение, сочинение, письмо по памяти, списывание, орфографическая работа, работа над ошибками, творческая работа, административная контрольная работа, контрольный диктант, контрольная работа, контрольное списывание.
Математика - ответ на уроке, работа на уроке, проверочная работа, самостоятельная работа, тест, домашняя работа, арифметический диктант, устный счет, работа над ошибками, административная контрольная работа, контрольная работа,
Литературное чтение – ответ на уроке, работа на уроке, тест, проверочная работа, самостоятельная работа, наизусть, техника чтения, сочинение, творческая работа, пересказ, выразительное чтение, домашняя работа, контрольная работа, административная контрольная работа.
Английский язык – ответ на уроке, работа на уроке, домашняя работа, говорение, чтение, словарный диктант, проверочная работа, самостоятельная работа, тест, контрольная работа, административная контрольная работа.
Окружающий мир - ответ на уроке, работа на уроке, домашняя работа, проверочная работа, самостоятельная работа, тест, контрольная работа, проект, доклад, творческая работа, административная контрольная работа.
ИЗО – ответ на уроке, работа на уроке, проверочная работа, тест, творческое задание, проект.
Технология - ответ на уроке, работа на уроке, проверочная работа, тест, творческое задание, проект.
Музыка - ответ на уроке, работа на уроке, проверочная работа, тест, творческое задание, проект.
Физическая культура – техника выполнения упражнений, ответ на уроке, контрольные упражнения.
ОРКСЭ – творческая работа, проект.
Итоговая аттестация
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися ОП НОО должно быть достижение результатов, необходимых для продолжения образования:
- Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- Метапредметные результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.
- Портфолио обучающегося.
Таким образом, делается вывод об уровне освоения основной образовательной программы начального общего образования.
2. НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
2.1. Годовой учебный план начального общего образования
2022–2023 учебный год
Предметные области |
Учебные предметы |
Количество часов в год |
||
II |
III |
IV |
||
Обязательная часть |
||||
Русский язык и литературное чтение |
Русский язык |
136 |
136 |
136 |
Литературное чтение |
136 |
136 |
102 |
|
Родной язык и литературное чтение на родном языке |
Родной язык |
- |
- |
- |
Литературное чтение на родном языке |
- |
- |
- |
|
Иностранный язык |
Иностранный язык (английский) |
68 |
68 |
68 |
Математика и информатика |
Математика |
136 |
136 |
136 |
Обществознание и естествознание (Окружающий мир) |
Окружающий мир |
68 |
68 |
68 |
Основы религиозных культур и светской этики |
Основы религиозных культур и светской этики |
|
|
34 |
Искусство |
Музыка |
34 |
34 |
34 |
Изобразительное искусство |
34 |
34 |
34 |
|
Технология |
Технология |
34 |
34 |
34 |
Физическая культура |
Физическая культура |
102 |
102 |
102 |
|
Итого: |
748 |
748 |
748 |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
||||
Русский язык и литературное чтение |
Русский язык |
34 |
34 |
34 |
Максимально допустимая недельная нагрузка |
782 |
782 |
782 |
2.2. Недельный учебный план начального общего образования
2022–2023 учебный год
Предметные области |
Учебные предметы |
Количество часов в год |
||
II |
III |
IV |
||
Обязательная часть |
||||
Русский язык и литературное чтение |
Русский язык |
4 |
4 |
4 |
Литературное чтение |
4 |
4 |
3 |
|
Родной язык и литературное чтение на родном языке |
Родной язык |
- |
- |
- |
Литературное чтение на родном языке |
- |
- |
- |
|
Иностранный язык |
Иностранный язык (английский) |
2 |
2 |
2 |
Математика и информатика |
Математика |
4 |
4 |
4 |
Обществознание и естествознание (Окружающий мир) |
Окружающий мир |
2 |
2 |
2 |
Основы религиозных культур и светской этики |
Основы религиозных культур и светской этики |
|
|
1 |
Искусство |
Музыка |
1 |
1 |
1 |
Изобразительное искусство |
1 |
1 |
1 |
|
Технология |
Технология |
1 |
1 |
1 |
Физическая культура |
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
|
Итого: |
22 |
22 |
22 |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
||||
Русский язык и литературное чтение |
Русский язык |
1 |
1 |
1 |
Максимально допустимая недельная нагрузка |
23 |
23 |
23 |
3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план для II-IV классов реализуется через учебно-методический комплекс «Перспектива» для всех классов и состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений (1 час в неделю), во II-IV классах используется на изучение учебного предмета "Русский язык". Изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» осуществляется интегрировано в учебных предметах «Русский язык», «Литературное чтение» в целях обеспечения достижения обучающимися планируемых результатов освоения русского языка как родного и литературного чтения в соответствии с ФГОС начального общего образования.
Учебный план определяет структуру обязательных предметных областей: Русский язык и литературное чтение, Математика и информатика, Обществознание и естествознание (Окружающий мир), Искусство, Технология, Физическая культура.
Предметная область Русский язык и литературное чтение представлена предметами «Русский язык», «Литературное чтение». Целью предметов «Русский язык», «Литературное чтение» является формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России.
Предметная область Математика и информатика представлена предметом «Математика». Целью данного предмета является развитие математической речи, логического мышления, воображения. Информационные умения формируются через все предметы учебного плана и во внеурочной деятельности. Содержание данной работы отражается в рабочей программе учителя по предмету.
Предметная область Обществознание и естествознание (Окружающий мир) представлена предметом «Окружающий мир», целью которого является формирование первоначальных представлений об окружающем мире. В предмете «Окружающий мир» также формируются ключевые компетентности в области безопасности, реализуется на первой ступени обучения по такому приоритетному направлению как безопасность школьника.
Предметная область Искусство представлена двумя предметами: «Музыка» и «Изобразительное искусство», которые проводятся отдельно. Основными задачами реализации данной предметной области являются: развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражение в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Основными задачами реализации содержания предметной области Технология предмета «Технология» являются: формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других предметов.
Предметная область Физическая культура реализуется средствами предмета «Физическая культура». Целью предмета «Физическая культура» является общее развитие. Используются общеразвивающие упражнения, подвижные игры, упражнения ритмической гимнастики, эстафеты, спортивные игры по упрощенным правилам. Предмет «Физическая культура» для 2-3 класса представлен двумя модулями: «Физическая культура» - 2 часа в неделю и «Физическая культура (ритмика)» - 1 час в неделю Для 4 классов «Физическая культура» - 3 часа в неделю. Занятия ритмикой проводятся под музыку, в игровой форме и ориентированы на укрепление и сохранение здоровья, направлены на развите у детей координации движений, музыкального вкуса и творческой активности, способствуют эмоциональной и физической разрядке.
Предметная область Основы религиозных культур и светской этики представлена предметом "Основы религиозных культур и светской этики" (далее - ОРКСЭ). В учебный план IV класса включен 1 час в неделю (34 часа в год) на изучение ОРКСЭ. Выбор модуля, изучаемого в рамках учебного предмета ОРКСЭ, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся. Выбор фиксируется протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей (законных представителей) обучающихся. На основании произведенного выбора формируются учебные группы вне зависимости от количества обучающихся в каждой группе. Возможно формирование учебных групп из обучающихся нескольких классов или формирование учебных групп из обучающихся нескольких образовательных организаций в рамках сетевого взаимодействия
Количество обучащихся |
Количество IV классов |
Количество учащихся, выбравших модуль ОРКСЭ |
|||||
Основы мировых религиозных культур |
Основы светской этики |
Основы православной культуры |
Основы исламской культуры |
Основы буддийской культуры |
Основы иудейской культуры |
||
130 |
4 |
119 (4 группы) |
11 ( 1 группа) |
0 |
0 |
0 |
0 |